Дети
Хочу первым делом напомнить, что все «Рассказы о Японии» отражают только моё мнение. Пишу это, потому что,
во-первых, не все дети одинаковы, а во-вторых, потому что впечатления о них основаны только на том, что
мы наблюдали на улицах, в магазинах и на детских площадках.
Итак, знаем мы про маленьких япоцев следующее:
- они никогда не шлёпают по лужам, даже
если на ногах у них резиновые сапоги;
- они никогда не хватают в магазинах
продукты с полок, не пробуют на вкус брокколи в супермаркете, не требуют у мамы купить шоколадку;
- никогда не бегают по тротуару, не спорят
с мамой на улице, спокойно стоят на перекрёстке в ожидании зелёного света;
- никогда бурно не выражают своего
восторга, даже при виде слона, обливающегося водой, а в лучшем случае улыбаются или что-то тихонько
говорят маме;
- почти никогда громко не кричат, а если
плачут или смеются, то очень тихо;
- почти никогда не возьмут чужую игрушку,
даже получив на это разрешение, а будут только внимательно её разглядывать со стороны;
- ну и совсем никогда не нажимают кнопку
выключения эскалатора, находящуюся у них на уровне носа.
Вот что мы знаем про детские сады:
- Детей в одинаковых панамках с воспитателями во
главе можно встретить где угодно: на любой детской площадке, в любом парке, в зоопарке, океанариуме
и т.д. и т.п. В каждом детском саду малышей постоянно куда-то возят или водят, в отличие от наших
садиков, где детей изо дня в день держат на одной и той же детской площадке.
- Сильно удивляет, что никто из детсадовских детей
не снимает с себя панамку, не прыгает, не выходит из строя. Потому что ходят они именно строем.
Даже в зоопарке. Подошли строем к клетке с тигром, постояли выстроившись у заграждения 2 минуты,
и все по команде строем пошли дальше. И никто не отстал и не возражал. Пришли строем на детскую
площадку, разбились на маленьки групки. Одна группа идёт на качели, вторая на горку и т.д. Причем,
никто не перебегает от одной группы к другой.
- Как воспитатели добиваются такого послушания?
Кажется, что детям либо всё очень строго запрещают, либо заставляют делать только то, что делают
все. Как то раз воспитательница при нас пыталась уговорить малыша съехать с горки. Он сидел наверху,
а остальные дети не могли прокатиться. Как этому бедняге попало! Конечно, наши воспитатели не лучше,
но почему-то от японских мы этого не ожидали.
Поэтому, сравнивая поведение японских детей с прямо
противоположными действиями, например, Стёпы, напрашиваются такие выводы:
- дети в Японии никогда не делают того, что делать нельзя;
- они не любопытны или так только кажется;
- они с пелёнок стараются не показывать своих эмоций.